Информация о ходе реализации в Чеченской Республике указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012г. №596-602 и №606, в части касающейся Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики от 26.09.2014 г.
1. В сферах ведения Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики осуществляются мероприятия, направленные на обеспечение вклада в реализацию на территории Чеченской Республики указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 596 «О долгосрочной экономической политике» (далее – Указ № 596), в части показателей, приведённых в пунктах «а», «б», «в», «г» части 1 данного указа.
Решение ряда важнейших задач в сфере промышленности и энергетики Чеченской Республики, обеспечивающих вклад Чеченской Республики в достижении указанных показателей, предполагается в ходе осуществления приоритетных инвестиционных проектов в сфере промышленности и энергетики, поддержанных на федеральном и региональном уровне, а также реализации в 2014-2020 годах мероприятий государственной программы Чеченской Республики «Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике», утвержденной постановлением Правительства ЧР от 03.12.2013г. №315 (далее - Госпрограмма). Выполнение мероприятий Госпрограммы направлено также на обеспечение высоких темпов экономического роста за счет производства конкурентоспособных товаров и услуг; формирование условий эффективного функционирования экономики.
Общий объем финансирования Госпрограммы в 2014 году – 5217,517 млн. руб., из них за счет средств: республиканского бюджета – 909, 117 млн. руб.; местных бюджетов – 362,1 млн. руб.; внебюджетных источников – 3 946, 3 млн. руб.
Несвоевременное начало финансирования мероприятий Госпрограммы в 2014 году из республиканского, а также отсутствие финансирования программных мероприятий из местных бюджетов и внебюджетных источников стало основным проблемным вопросом в реализации мероприятий Госпрограммы, а также поставило под угрозу срыва сроки выполнения проектных и строительно-монтажных работ, пуска технологических линий и объектов в эксплуатацию и вовлечения в производство необходимой суммы денежных средств на предприятиях, что в целом не гарантирует высокую эффективность бюджетных расходов и достижение в полном объеме запланированных значений целевых индикаторов Госпрограммы, сопряженных с обеспечением вклада Чеченской Республики в реализацию положений Указа № 596.
В январе-августе 2014 года осуществлялась реализация мероприятий подпрограммы 1 «Развитие промышленности в Чеченской Республике», подпрограммы 2 «Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике», подпрограммы 3 «Обеспечение реализации Госпрограммы и подпрограммы 7 «Газификация Чеченской Республики» Госпрограммы. При этом финансирование подпрограммы 1 «Развитие промышленности в Чеченской Республике» начато в июле 2014 года. Общий объем финансирования Госпрограммы составил 696 799 тыс. руб., в том числе из федерального бюджета 16 390 тыс.руб.
Мероприятия, осуществляемые и планируемые к осуществлению в промышленно-энергетическом комплексе республики в целях обеспечения вклада региона в достижении вышеуказанных показателей:
1) Подпункт «а» части 1: число вновь созданных высокопроизводительных рабочих мест (создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году)
Реализация Госпрограммы и первоочередных инвестиционных проектов в сфере промышленности и энергетики Чеченской Республики обеспечит создание к 2020 году 2778 новых высокопроизводительных рабочих мест, в том числе: в 2014 году – 99 рабочих мест; в 2015 году – 50 рабочих мест.
В связи с тем, что финансирование программы начато лишь в июле месяце текущего года установленные показатели по данному подпункту не достигнуты.
2) Подпункт «б» части 1: доля инвестиций в валовом региональном продукте (увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году)
Реализация Госпрограммы обеспечит к 2015 году увеличение объема инвестиций не менее чем до 8 % объема валового производства продукции, обеспечиваемого обрабатывающими производствами в общем объеме ВРП.
Объем валового производства продукции предприятиями планируется в объеме: в 2014 году - 979 556,0тыс.руб., в 2015 году - 1 097 196,6тыс.руб.
Капитальные вложения в рамках Госпрограммы в январе-августе 2014 года осуществлены в объеме 270,3079млн.руб., в том числе:
- строительство Кировской малой ГЭС – 49,3079 млн.руб.(18,24%);
- СМР – 146 млн.руб.(54,01%);
- оборудование – 75 млн.руб. (27,75%).
3) Подпункт «в» части 1: предусмотреть увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года
В настоящее время Минпромэнерго Чеченской Республики во взаимодействии с инициаторами проектов осуществляется работа по разработке и организации высокоэффективных производств по выпуску востребованной продукции на территории Чеченской Республики, в том числе:
- серийного производства приборов учета энергоресурсов;
- производства катанки из алюминия и алюминиевых сплавов, с дальнейшей переработкой в кабельно-проводниковую и другие виды продукции;
- создание и ввод в эксплуатацию производственных мощностей по выпуску быстромонтируемых опор на композитных стойках, светодиодных осветительных приборов и легких стальных тонкостенных конструкций.
Достижение к 2018 году вышеуказанного значения анализируемого показателя планируется в рамках реализации мероприятий государственной программы Чеченской Республики «Развитие промышленности, энергетики и повышение энергоэффективности в Чеченской Республике».
4) Подпункт «г» части 1: увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года
Рост производительности труда в сфере промышленности и энергетики Чеченской Республики в 2014-2018 годах прогнозируется на уровне 347-591% к уровню базисного 2011 года.
Достижение значений показателей содержащихся в Указе, а также решение задач развития промышленности Чеченской Республики в 2014-2020 годах будет осуществляться в рамках выполнения мероприятий соответствующих подпрограмм Госпрограммы.
Реализация мероприятий Подпрограммы 1 «Развитие промышленности в Чеченской Республике», Подпрограммы 8 «Создание отдельных объектов капитального строительства собственности Чеченской Республики» и Подпрограммы 5 «Внедрение композитных материалов (композитов), конструкций и изделий из них» вышеуказанной Госпрограммы представляет собой один из ключевых механизмов достижения значений показателей содержащихся в Указе.
Общий объем освоенных средств по мероприятиям Госпрограммы в 2014 году составил 696 799тыс.руб.
С начала 2014 года объем производства товарной продукции (работ, услуг) промышленными предприятиями республики составил 190,9млн.руб.; среднесписочная численность предприятий - 662 человек.
№№ п/п |
Наименование показателей |
По плану |
По факту |
1 |
Численность работников, в том числе: |
852 |
764 |
- в аппарате |
107 |
102 |
|
- в подведомственных предприятиях |
745 |
662 |
|
2 |
Количество вновь созданных рабочих мест |
- |
- |
3 |
Объем произведенной продукции или оказанных услуг, млн.руб. |
702,9 |
190,9 |
4 |
Общий объем освоенных средств, тыс.руб. |
- |
696 799 |
2. Реализация Указа осложняется и рядом проблемных вопросов в сферах ведения Министерства, требующих решения на федеральном уровне.
а) Отсутствие финансовых средств на разработку инвестиционных проектов и предложений в сфере промышленности и энергетики Чеченской Республики. Решение вопроса представляется на федеральном уровне в рамках подготовки Министерством финансов Российской Федерации бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период, с учетом предложений Чеченской Республики по вопросу выделения денежных средств на разработку первоочередных инвестиционных проектов Чеченской Республики, получивших заключение о целесообразности их реализации от соответствующих отраслевых федеральных министерств.
б) Необходимость выработки и реализации мер государственной поддержки приоритетных направлений развития промышленности и энергетики Чеченской Республики. Эффективное решение проблемы представляется в рамках использования механизмов государственно-частного партнерства, что, безусловно, способно сделать инвестиционные проекты привлекательнее и таким образом благоприятствовать притоку инвесторов извне. Практическая реализация механизмов государственно-частного партнерства предполагает:
- включение предложений по развитию промышленности и энергетики Чеченской Республики в разрабатываемые отраслевые государственные программы и федеральные целевые программы Российской Федерации. При этом важное значение имеет наличие возможности включения в формируемый перечень предложений и по объектам капитального строительства, планируемых к созданию в рамках инвестиционных проектов, проектно-сметная документация по которым находится в стадии разработки или вопрос разработки проектно-сметной документации будет решен в краткосрочном периоде;
- расширение программы предоставления государственной гарантийной поддержки Российской Федерации по кредитам (займам), привлекаемым юридическими лицами для реализации инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа;
- формирование региональных фондов поддержки и развития промышленных предприятий Чеченской Республики, предусматривающее возможность аккумуляции денежных средств бюджетов всех уровней, а также средств частных лиц.
в) Нерешенность вопроса погашения кредиторской задолженности по выполненному объему работ по объектам газотранспортной системы Чеченской Республики, построенным по внепрограммным мероприятиям в 2002-2010гг. В рамках выполнения поручения Правительства РФ от 17.08.2010г. №Пр-2393, проработка на федеральном уровне вопроса погашения кредиторской задолженности по объектам газотранспортной системы Чеченской Республики, построенным по внепрограммным мероприятиям, с учетом подготовленных республикой предложений по данному вопросу.
г) Нерешенность вопросов передачи имущества ОАО «Чеченнефтехимпром» в собственность Чеченской Республики и его дальнейшего выкупа ОАО «НК «Роснефть». Решение данных вопросов представляется в порядке выполнения соответствующего поручения федерального центра и при непосредственном участии всех заинтересованных сторон.
д) Наличие проблемы выпадающих доходов в сфере газо- и теплоснабжения. Решение проблемы представляется на федеральном уровне в рамках подготовки Министерством финансов Российской Федерации бюджетных проектировок на очередной финансовый год и плановый период, с учетом предложений Чеченской Республики по вопросу возможности выделения денежных средств из федерального бюджета на погашение выпадающих доходов организаций-поставщиков энергоресурсов.
е) Необозначенность сроков и этапов реализации приоритетного инвестиционного проекта Чеченской Республики: «Строительство нефтеперерабатывающего завода на территории Чеченской Республики (г.Грозный) мощностью 1млн. тонн нефти в год», включенного в Перечень приоритетных инвестиционных, социальных проектов (мероприятий) на 2010-2013 годы по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.09.2010г. №1485-р. Решение данного вопроса представляется в порядке выполнения соответствующего поручения федерального центра при непосредственном участии всех заинтересованных сторон.
ж) Отсутствие финансирования Программы восстановления и завершения строительство пусковых объектов электроэнергетики на территории Чеченской Республики. На основании предложения Чеченской Республики должна быть выполнена процедура Минэнерго РФ и ОАО «Холдинг МРСК» с подготовкой заявки в Минфин РФ по выделению финансовых средств на реализацию Программы.
з) Отсутствие принятого решения по вопросу включения в федеральную целевую программу «Юг России (2014-2020 годы)» следующих объектов:
- завершение строительства административного здания Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики (2-ой этап);
- завершение строительно-восстановительных работ по объекту «Аргунский завод «Пищемаш» в г.Аргун Чеченской Республики» (2-ой и 3-ий пусковые комплексы);
- строительство «ПС 110/10кВ «Гудермес-Сити» с организацией заходов ВЛ-110кВ, Чеченская Республика, г. Гудермес» и «ПС 110/35/10кВ «Курчалой-110» с двумя питающими ВЛ-110 кВ». Положительное решение данного вопроса возможно при дополнительном рассмотрении ответственным исполнителем ФЦП предложений ЧР по включению вышеперечисленных объектов в мероприятия II этапа реализации ФЦП.
Учитывая достаточно большое число вопросов методологического и организационного характера, необходимо также принять дополнительные решения, которые позволят повысить степень согласованности действий всех органов власти, урегулировать возникшие проблемы и обеспечить четкую координацию работы по реализации указов Президента Российской Федерации в целом по Чеченской Республике.